УфаНовости
18+
20 июня, четверг
Интересное11:3215.12.2023
Алиса Романова

Ученые заявили о влиянии магнитных бурь на безопасность поездов

Ученые заявили о влиянии магнитных бурь на безопасность поездов
Фото: фотобанк Ufanovosti.ru

Геомагнитные бури влияют на безопасность поездов, они способны привести к сбоям в работе железнодорожной сигнализации, что, в свою очередь, вызвать несчастные случаи на железнодорожных путях. Хотя такие события происходят редко, их не стоит недооценивать, сообщается на сайте центра погоды «Фобос».

«Одно из неприятных последствий таких бурь – геомагнитно-индуцированные токи (ГИК).Во время солнечных геомагнитных возмущений колебания ионосферных и магнитосферных токов вызывают вариации геомагнитного поля, наблюдаемые у поверхности Земли. Когда магнитное поле колеблется, в проводнике начинает течь электричество. Геомагнитно-индуцированные токи могут вызвать колебания напряжения в электрических сетях и повреждать высоковольтные трансформаторы линий электропередач. Иногда это приводит к перебоям в подаче электроэнергии. Также ГИК делает уязвимыми нефте- и газопроводы, которые тянутся на тысячи километров, – эти токи могут ускорить коррозию металла», - говорится в исследовании.

Значительные неприятности геомагнитная активность может доставлять железнодорожной автоматике. К примеру, в Швеции в июле 1982 года, когда наблюдалась геомагнитная буря, сигнал светофора на железнодорожных путях стал неожиданно меняться с зелёного на красный и обратно. Никаких неисправностей при этом обнаружено не было, как и самого поезда на путях. Инженеры предположили, что технический сбой вызван протеканием геомагнитно-индуцированных токов через сеть железнодорожной сигнализации.

Группа учёных из Ланкастерского университета (Великобритания) провели исследование и выяснили, что геомагнитные бури вызывают «электрические возмущения» в рельсовых нитях. Это нарушает работу рельсовых цепей, необходимых для безопасности движения поездов. По мнению исследователей, причиной таких сбоев в системах управления движения поездами теоретически могут быть даже слабые геомагнитные бури. Подобные ситуации должны случаться на железнодорожных путях не реже одного раза в несколько десятилетий, а экстремальные события, когда происходит множество ложных срабатываний на линии, – с частотой раз в 100 лет.

Риски для железных дорог и других объектов инфраструктуры могут возрастать в период 11-летнего цикла солнечной активности, который, к слову, сейчас идёт к своему максимуму. По прогнозам учёных, пик этого цикла придётся на июль 2025 года.

Напомним, ученые зафиксировали самую мощную за последние шесть лет вспышку на солнце. За ней, как правило, следуют магнитные бури. Ближайшая ожидается уже в субботу.